Оперативно-диспетчерские службы

 

Оперативно-диспетчерская служба центра экстренной медицинской помощи (ОДС‑103)

Программно-аппаратный комплекс ОДС‑103 состоит из таких основных элементов:

-       узла маршрутизации экстренных вызовов – цифровой автоматической телефонной станций ДНІПРО‑МТ и оборудования гарантированного электропитания;

-       комплекса автоматизированных рабочих мест (АРМ) со специализированным программным обеспечением для диспетчеров приема экстренных вызовов «103» и диспетчеров направления, которые занимаются дальнейшей обработкой заявок на предоставление скорой медицинской помощи;

-       при необходимости удаленных автоматизированных рабочих мест диспетчеров направлений, которые расположены отдаленно от Центра ОДС‑103, но подключены к нему с помощью транспортной сети передачи данных;

-       серверов хранения данных;

-       системы графического отображения, в частности карты местности с расположением бригад скорой медицинской помощи (СМП) в реальном времени;

-       комплекта оборудования транспортных средств, который включает GPS‑трекер, установленный в автомобиле СМП, индивидуальный мобильный терминал (смартфон) со специализированным программным обеспечением, обеспеченные мобильной связью и мобильным Интернетом;

-       топографической карты местности, предоставленной отечественными провайдерами карт.

Один программно-аппаратный комплекс обеспечивает работу службы экстренной медицинской помощи всей области, например, как реализовано в Херсонской обл., или может иметь зону ответственности, распространяющуюся на часть области. Например, в Днепропетровской обл. организовано два взаимодействующих Центра ОДС в г. Днепропетровск и в г. Кривой Рог.

Региональный центр обслуживания экстренных вызовов по номеру «103»

ЦАТС ДНІПРО‑МТ обеспечивает стыки с телефонными сетями – ТСОП, мобильных операторов, ведомственными, а также взаимодействие с IP‑сетями (VoIP) и функции IP‑шлюза.

Комплекс АРМ представляет собой совокупность ПЭВМ, включенных в локальную вычислительную сеть (ЛВС), которая связана с ЦАТС, и, возможно, удаленных ПЭВМ (удаленных диспетчеров направлений), включенных в комплекс с помощью корпоративной сети передачи данных.

Рабочие места диспетчеров приема вызовов (ДПВ) оснащены телефонной гарнитурой, подключенной на абонентские линии ЦАТС. Такое аппаратное решение, в отличие от общепринятых решений Call-центров, обеспечивает высокое качество речевых каналов. Рабочие места диспетчеров направлений (ДН) оборудованы дополнительным монитором для отображения карты местности, и также могут быть оснащены телефонной гарнитурой или телефонным аппаратом, подключенным на абонентские линии ЦАТС, или IP‑телефоном.

Комплекс должен быть подключен к сети Интернет через двух разных провайдеров для надежности. Для мобильных компонентов должен быть обеспечен мобильный интернет через двух разных провайдеров для надежности.

Общий вид ОДС Центра экстренной медицинской помощи в г. Днепропетровск

Помещение диспетчеров приема вызовов ОДС Центра экстренной медицинской помощи в г. Кривой Рог

Автоматизированные рабочие места (АРМ) могут функционировать в следующих режимах:

-       рабочие места диспетчеров приема вызовов (ДПВ) предназначены для приема телефонных вызовов от абонентов телекоммуникационных сетей, открытия заявок на оказание медицинской помощи и передачи их диспетчеру соответствующего направления, принимающему дальнейшее решение;

-       рабочие места диспетчеров направлений (ДН) предназначены для дальнейшей обработки уже принятых заявок на оказание медицинской помощи, передачи их непосредственно в бригаду скорой медицинской помощи (СМП) или другому диспетчеру направления, контроля выполнения заявок и т.д. АРМ ДН могут быть расположены непосредственно в Центре (там же, где расположены все АРМ ДПВ) или могут быть удаленными, расположенными в помещениях определенных станций/ подстанций СМП;

-       рабочие места руководителей ОДС позволяют контролировать процессы приема и обработки вызовов, работу диспетчеров, бригад СМП, управлять их состоянием, составом, другими параметрами, дают доступ к получению и изменению, при необходимости, информации различных справочников системы, доступ к архивным данным выполненных заявок, включая записанные ранее телефонные разговоры, и т.д. Система позволяет автоматизировать получение разнообразных статистических отчетов.

Прием телефонного вызова диспетчером приема вызовов:

Ответить на поступивший телефонный вызов можно одним нажатием на "горячую" клавишу клавиатуры.

Открытие заявки на оказание медицинской помощи:

Причину вызова диспетчер может выбрать из выпадающего списка, который предварительно был создан и может быть изменен или дополнен персоналом ОДС. При этом каждой причине вызова назначается определенный приоритет по срочности выполнения (три уровня). При вводе первых букв адреса вызова появляются соответствующие подсказки, а некоторые поля могут быть заполнены автоматически, например, при выборе диспетчера направления программа предлагает список диспетчеров в соответствии с их зонами обслуживания населенных пунктов и адресов вызова. Состав первичной информации экстренного вызова соответствует медицинской форме №109/о "Картка виклику швидкої медичної допомоги".

Получение заявки диспетчером направления:

Диспетчер направления должен подтвердить принятие заявки. Дальнейшая его задача – выбрать соответствующую ближайшую бригаду СМП.

Выполнить эту задачу помогает карта, которая постоянно открыта на экране второго монитора АРМ ДМ и на которой отображается местоположение, как адреса вызова, так и бригад СМП – по данным GPS‑трекеров, установленных в автомобиле. Программа способна вычислить и показать ближайшие бригады СМП, отобразить предполагаемый маршрут проезда к месту вызова с ориентировочным временем доезда.

 

Выбранной бригаде заявка передается в электронном виде на смартфон ответственного врача или фельдшера бригады. В смартфоне (Android) установлено специализированное программное обеспечение, которое позволяет пользователю получить заявку на выезд со всеми данными приема заявки, отображать карту с маршрутом проезда, делать отметки времени, которые требуются для контроля процесса выполнения экстренного вызова. Кроме того, врач может открыть и заполнить одну или более электронные медицинские формы №110/о "Карта виїзду швидкої медичної допомоги", при этом предварительный диагноз может быть установлен с помощью выбора нужных кодов МКБ-10 из списка, построенного по иерархическому принципу.

Получение заявки бригадой СМП:

Отображение карты на экране смартфона:

 

Примеры заполнения разделов формы №110/о:

Пользователь смартфона может сфотографировать или снять видео с места вызова. Вся введенная информация сохраняется в системе с привязкой к соответствующему вызову.

Диспетчер направления или руководитель может в любое время найти нужный вызов из архива вызовов (поиск возможен по дате, по номеру заявки, по ФИО пациента или по другим параметрам) и скомпоновать всю информацию по этому вызову. Информация будет включать данные формы № 109/о, форм № 110/о, связанных с данной заявкой, журнал всех событий по этой заявке (с указанием диспетчеров, которые с ней работали, бригады СМП, моментов времени, когда произошли те или иные события), фото- и видео-материалы, а также звуковой файл телефонного разговора, в результате которого была открыта эта заявка. В системе также сохраняется треки движения бригад СМП, связанные с выездами по экстренным вызовам.

Отображение движения бригады СМП при выполнении экстренного вызова (из архива треков):

 

Руководитель СМП имеет возможность контролировать всех пользователей, подключенных в текущий момент к системе:

При этом относительно пользователя смартфона (члена выездной бригады СМП), будет показано его текущее местоположение в соответствии с полученными GPS‑координатами его смартфона.

 

Руководитель ОДС или ответственный диспетчер может управлять составом и/или состоянием бригады СМП, посмотреть ее местоположение на карте, просмотреть журнал всех событий, связанных с этой бригадой:

Изменить состав выездной бригады или ее текущее состояние может также ответственный пользователь смартфона - член этой бригады:

Исключением является невозможность установить неработающее или свободное состояние бригады во время выполнения ею экстренного вызова.

Руководитель ОДС или ответственный диспетчер может оценить загрузку бригад СМП выбранного подразделения с помощью окна "Оперативная карта работы бригад СМП", в котором наглядно показано изменение состояния бригад СМП в течение суток:

 

Важными составляющими системы являются статистические отчеты по работе службы ОДС, которые могут быть автоматически сформированы системой по запросу руководителя (ответственного диспетчера) в соответствии с информацией экстренных вызовов, хранящейся в системе. Статистика обрабатывается за указанный период времени, относительно выбранного подразделения службы СМП, и включают такие отчеты, как: "Итоговая сводка о работе СМП", "Сводка о работе диспетчеров приёма", "Ежедневник работы станции СМП", "Вывод заявок в Xls", "Сводка о готовности ОДС", " Деятельность бригад СМП", " Журнал госпитализации", " Журнал вызовов" и др.

Формы отчетов были разработаны по результатам эксплуатации Центров ОДС‑103 в городах  Днепропетровск, Кривой Рог, Херсон, а также включают медицинские формы №115/о "Журнал запису звернень про невідкладну медичну допомогу", №115-1/о "Щоденник роботи станції (відділення) швидкої медичної допомоги". Сформированные статистические отчеты выводятся в файл формата Excel, при необходимости, могут быть сохранены и/или распечатаны.

Примеры отчетов:

Отметим также поддержку таких функций и возможностей системы, как:

-       контроль времени этапов выполнения заявок на экстренную медицинскую помощь, отметка тех заявок, по которым выявлено нарушение нормативного времени;

-       возможность открытия дополнительных заявок (привязанных к основной заявке): например, когда по уже имеющемуся экстренному вызову, для которого уже выехала бригада СМП, необходимо отправить дополнительную (специализированную) бригаду СМП, или когда необходимо запланировать повторное посещение этого же пациента на определенное время;

-       возможность передачи заявки от одного диспетчера направления к другому диспетчеру направления, передачи заявки в непрофильное медицинское учреждение;

-       возможность настройки индивидуально для каждого диспетчера направления его зоны обслуживания в виде списка станции/подстанции СМП; возможность определить зоны обслуживания для каждой станции/подстанции СМП с детализацией населенных пунктов, улиц, списка (диапазона) домов;

-       процедура передачи смены от одного диспетчера направления к другому при наличии незакрытых заявок, которые требуют дальнейшего сопровождения;

-       поддержка данных, необходимых для госпитализации пациентов;

-       введение диспетчером ОДС сведений о неизвестных лицах и возможность в дальнейшем поиска этих сведений в базе данных системы;

-       возможность выполнять исходящие телефонные вызовы, используя интерфейс программы рабочего места, как с помощью набора цифр номера в окне управления вызовами, так и одним кликом на телефонный номер, который отображается в окнах программы АРМ в виде гиперссылки. В том числе обеспечивается возможность перезвонить на номер заявителя, полученный из телефонной сети в виде информации АОН, или введенный в соответствующее поле со слов заявителя (пациента);

-       возможность выполнения передачи телефонного вызова к другому абоненту сети, например, на линию врача-консультанта, подключения к телефонному разговору третьего и более абонентов (организации конференц-связи), а также выполнения других дополнительных телефонных услуг;

-       поддержка протокола взаимодействия с SMS‑серверами мобильных операторов, возможность получать экстренные вызовы в виде SMS‑сообщений, организовать SMS‑диалог с абонентом-заявителем, возможность передать информацию об экстренном вызове бригаде СМП средствами SMS‑сообщений (при невозможности передать эти данные средствами мобильного Интернет);

-       поддержка программой смартфона функции "тревожной кнопки" – сигнал тревоги ("SOS") поступает в центр ОДС и соответствующее уведомление отображается на всех АРМ диспетчеров, которые могут предпринять дальнейшие действия, соответствующие ситуации;

-       обеспечение выпадающих окон и подсказок при введении информации экстренного вызова, исключение по максимуму ошибочного ввода, обязательность заполнения определенных параметров, отмеченных красным цветом;

-       возможность индивидуальной настройки интерфейса АРМ – изменения размера окон и полей, настройка отображения табличных данных и т.д., возможность сортировки данных в таблице по любому столбцу, система фильтров при поиске данных;

-       возможность введения и корректировки информации в справочниках системы, включая поддержку названий населенных пунктов и улиц на русском и на украинском языке, новых (после переименования) и старых (до переименования);

-       и др.

 

Вверх документа

Сайт ООО НПП "МонТекс".
2016-2018 © МонТекС. Все права защищены